что делать если лодка села на мель

Что делать, если лодка села на мель

ИА SakhaNews. В связи с понижением уровней воды в реках Якутии увеличивается количество мелководных участков, а как следствие, возрастает вероятность попадания маломерных судов на мель. В таких случаях возникают ситуации, при которых судоводитель и пассажиры могут получить серьезные травмы, а то и вовсе оказаться за бортом в результате резкого торможения при столкновении с препятствием, предупреждает пресс-служба ГУ МЧС России по РС(Я).

Кроме полученных травм участников движения, можно нанести и немалый вред самому маломерному судну, в особенности при столкновении с каменистой отмелью. Результатом такого столкновения может быть повреждение винта двигателя, его редуктора или полная потеря двигателя при сильном столкновении на большой скорости.

Немалую опасность представляют и топляки (бревна, затонувшие деревья, находящиеся в воде в вертикальном или несколько наклонном положении) отличаются от плавающих на поверхности воды предметов тем, что перемещаются по вертикали и могут на короткое время исчезать — притапливаться в воде, набегающей волне. Другие плавающие предметы обычно колеблются на поверхности воды вместе с волной и не пропадают из поля зрения.

Отдел ГИМС рекомендует при прохождении незнакомых участков реки, появившихся отмелях проявлять максимальную концентрацию и внимание за ходом движения маломерного судна, в случае необходимости сбросить газ, а где это необходимо и вовсе заглушить и поднять мотор.

Судоводитель на таких участках должен владеть искусством определения наибольших глубин для прохождения своего катера, моторной лодки. При ходе против течения в местах, где глубины для прохода судна с подвесным мотором очень малы, мотор надо поднять и идти под веслами или на шестах. Если течение очень сильное, судно тянут на длинной бечеве равномерным шагом.

В случае же посадки судна на мель следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая, обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели.

В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.

При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.

При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.

В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира.

После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.

Источник

Как безопасно снять яхту с мели

Многое из того, что приходит на ум сразу после посадки на мель, может лишь усугубить ситуацию. Приготовьтесь гадать, нервничать и сомневаться в себе. А еще — выслушивать множество советов от других, которые окажутся не применимыми на практике.

Сев на мель, сначала обдумайте ситуацию и действуйте очень осторожно, иначе хаос поглотит вас. Если это ваша первая посадка на мель, то вы либо новичок в яхтинге, либо очень осторожный человек. У бывалого яхтсмена на рассказ обо всех подобных случаях могут уйти целые выходные. И наверняка в этом рассказе не обойдется без историй о членовредительстве: нередко бывает, что посадка на мель приводит к ушибам, порезам, а иногда даже переломам и сотрясениям. Так что первое, что вам нужно сделать, это проверить состояние вашего экипажа. Если нужна медицинская помощь, сразу же окажите ее. В худшем сценарии при посадке на мель лодка может дать течь. Убедитесь, что на всех членах экипажа надеты спасательные жилеты. Если яхта набирает воду, не отправляйте никого в каюту: выбраться оттуда будет трудно.

4ae1fff29a6f

Перед тем, как начать сниматься с мели, определите характер дна в том месте, где с ним встретился ваш киль. Если это коралловый риф, представьте, что под вами сотня ножовок на обеденном перерыве. Как только ваша яхта начнет движение, перерыв у ножовок закончится.

разрабатывая план спасения, планируйте как можно меньшее количество движений.

Постарайтесь избежать «болтанки» и крена. По логике (и как показывает статистика), лучше всего дать назад и уйти тем же путем, каким вы зашли на мель. Если у вас достаточно мощный мотор и вас не развернуло, попробуйте завести его и сойти с мели на гребне волны. Но все должно быть выверено, иначе, когда волна вас опустит, вы можете вновь оказаться на рифах.

Песок и грязь схожи по характеристикам, и именно они — самые популярные среды для посадки на мель. Если вы начнете поворачивать киль, застрявший в грязи, он только глубже зароется — вспомните, что происходит с вашими ступнями, когда вы идете по песку. Лучший вариант выбраться из такой ловушки, — самый очевидный: в случае, когда при посадке на мель ваш киль прорыл в песке или грязи канал, постарайтесь вернуться назад по нему же.

Сняться без двигателя

a9230ee24c9e

Хуже всего, если у вашей яхты нет мотора. Выйти назад под двигателем проще всего, но если он не работает или его вовсе нет, остаются только паруса, а это значит, что направление и тяга ограничены. Если ветер по носу, вы счастливчик! Попробуйте вынести гик на ветер, а стаксель вынести вручную, чтобы он надулся в другую сторону, и двигайтесь назад. В любом другом случае вам нужно быть уверенным, что глубокая вода впереди, потому что лодка пойдет вперед и в подветренную сторону. Если вы знаете, что глубокая вода с подветренной стороны, попробуйте накренить яхту. Осадка уменьшится и вас снесет по ветру.

Некоторые советуют забраться на мачту и таким образом создать крен. Но это стоит делать только в том случае, если вы уверены, что яхту снесет на глубокое место. Если такой уверенности у вас нет, не накреняйте яхту, не просчитав все последствия.

Теоретически можно попробовать стянуть яхту с мели при помощи верпования.

Если у вас есть шлюпка, вывезите на ней якорь к тому месту, где вы были до посадки на мель. Возьмите с собой цепь, людей и все, что имеет хоть значительный вес. Осушите баки с водой. Вам нужно облегчить лодку. Это поможет уменьшить осадку яхты, и вытягивать ее с мели станет значительно проще. В ином случае тяги даже через лебедку может оказаться недостаточно. Угол, под которым вам придется вытягивать лодку с мели, скорее всего будет неудачным, а при появлении спасательного буксировщика вам будет трудно освободить ему путь, чтобы дать возможность подобраться к вашей лодке. Если на борту нет шлюпки, нужно будет забросить якорь как можно дальше. Спросите себя, насколько далеко вы сможете забросить якорь весом в 10 кг? А в 20 кг?

Будьте осторожны, пытаясь сняться с мели на моторе

Пытаясь выйти на двигателе кормой, помните о том, что винт работает. Чем больше вы даете газу, тем больше он поднимает со дна ила, песка и прочей грязи. Всё это оседает в системе охлаждения двигателя. После того, как заглушите мотор, не грех проверить состояние фильтров и при необходимости сразу прочистить их.

Что делать, когда вы на катамаране

Сняться с мели на катамаране сложнее, особенно если сел только один поплавок. Когда вы, в попытке сойти с мели, включите оба двигателя, вас начнет разворачивать. К примеру, если правый поплавок на мели, а левый на глубокой воде, то при реверсе вы начнете разворачиваться против часовой стрелки. В этот момент не стоит забывать о том, с чего началась эта статья — учитывайте характер дна.

a8fbf11a9654

Чтобы освободить поплавок правого борта, нужно отработать задний ход на двигателе правого борта, подрабатывая левым двигателем, чтобы избежать эффекта вращения. Получится, что мель у вас по правому борту, и, когда киль освободится, вас развернет по часовой стрелке и вы возьмете курс на мель. Чтобы избежать повторной посадки, сразу после освобождения киля нужно включить двигатель на передний ход и развернуться кормой к мели.

В случае, когда знакомый яхтсмен, соперник по регате или другие участники движения на воде приходят вам на помощь, сохраняйте бдительность. Необходимо четко понимать, не навредят ли вам и вашей лодке советы и указания, которые они дают. Следите за направлением, в котором вас будут буксировать. Не вяжите буксировочный строп за места, не предназначенные для этого, даже если вам настоятельно советуют так сделать. Если вы все же решите вязать буксировочный строп за слабые места, то вяжите узел со страховкой, чтобы его легко можно было развязать. Если это возможно, закрепите буксировочный конец через специальную петлю, чтобы можно было контролировать направление буксировки. Следите за винтами — как своим, так и того, кто вам помогает.

Еще несколько слов о разведке мест, где вы не знаете глубин.

Держите нос по направлению к возможной мели. Крепление пера руля уязвимо: при ударе НА НЕГО действует огромное плечо. Баллер, рудерпост — все это легко гнется, ломается и может повредить кормовую часть корпуса.

Если вы сняли яхту с мели самостоятельно — отличная работа! Яхтсмены сталкиваются с такой проблемой тысячу лет и успешно справляются с ней. Но даже если вам пришлось звать на помощь — не расстраивайтесь, иногда это — единственный вариант. Главное, чтобы к концу дня и яхта, и ее экипаж были готовы отправиться в море снова.

Источник

Что делать, если лодка села на мель

ИА SakhaNews. В связи с понижением уровней воды в реках Якутии увеличивается количество мелководных участков, а как следствие, возрастает вероятность попадания маломерных судов на мель. В таких случаях возникают ситуации, при которых судоводитель и пассажиры могут получить серьезные травмы, а то и вовсе оказаться за бортом в результате резкого торможения при столкновении с препятствием, предупреждает пресс-служба ГУ МЧС России по РС(Я).

Кроме полученных травм участников движения, можно нанести и немалый вред самому маломерному судну, в особенности при столкновении с каменистой отмелью. Результатом такого столкновения может быть повреждение винта двигателя, его редуктора или полная потеря двигателя при сильном столкновении на большой скорости.

Немалую опасность представляют и топляки (бревна, затонувшие деревья, находящиеся в воде в вертикальном или несколько наклонном положении) отличаются от плавающих на поверхности воды предметов тем, что перемещаются по вертикали и могут на короткое время исчезать — притапливаться в воде, набегающей волне. Другие плавающие предметы обычно колеблются на поверхности воды вместе с волной и не пропадают из поля зрения.

Отдел ГИМС рекомендует при прохождении незнакомых участков реки, появившихся отмелях проявлять максимальную концентрацию и внимание за ходом движения маломерного судна, в случае необходимости сбросить газ, а где это необходимо и вовсе заглушить и поднять мотор.

Судоводитель на таких участках должен владеть искусством определения наибольших глубин для прохождения своего катера, моторной лодки. При ходе против течения в местах, где глубины для прохода судна с подвесным мотором очень малы, мотор надо поднять и идти под веслами или на шестах. Если течение очень сильное, судно тянут на длинной бечеве равномерным шагом.

В случае же посадки судна на мель следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая, обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели.

В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.

При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.

При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.

В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира.

После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.

Источник

Что делать, если лодка села на мель

ИА SakhaNews. В связи с понижением уровней воды в реках Якутии увеличивается количество мелководных участков, а как следствие, возрастает вероятность попадания маломерных судов на мель. В таких случаях возникают ситуации, при которых судоводитель и пассажиры могут получить серьезные травмы, а то и вовсе оказаться за бортом в результате резкого торможения при столкновении с препятствием, предупреждает пресс-служба ГУ МЧС России по РС(Я).

Кроме полученных травм участников движения, можно нанести и немалый вред самому маломерному судну, в особенности при столкновении с каменистой отмелью. Результатом такого столкновения может быть повреждение винта двигателя, его редуктора или полная потеря двигателя при сильном столкновении на большой скорости.

Немалую опасность представляют и топляки (бревна, затонувшие деревья, находящиеся в воде в вертикальном или несколько наклонном положении) отличаются от плавающих на поверхности воды предметов тем, что перемещаются по вертикали и могут на короткое время исчезать — притапливаться в воде, набегающей волне. Другие плавающие предметы обычно колеблются на поверхности воды вместе с волной и не пропадают из поля зрения.

Отдел ГИМС рекомендует при прохождении незнакомых участков реки, появившихся отмелях проявлять максимальную концентрацию и внимание за ходом движения маломерного судна, в случае необходимости сбросить газ, а где это необходимо и вовсе заглушить и поднять мотор.

Судоводитель на таких участках должен владеть искусством определения наибольших глубин для прохождения своего катера, моторной лодки. При ходе против течения в местах, где глубины для прохода судна с подвесным мотором очень малы, мотор надо поднять и идти под веслами или на шестах. Если течение очень сильное, судно тянут на длинной бечеве равномерным шагом.

В случае же посадки судна на мель следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая, обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели.

В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.

При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.

При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.

В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира.

После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.

Источник

Что делать, если катер сел на мель

Каким бы аккуратным ни был капитан, но хотя бы раз в жизни он садился на мель своем судне. Рано или поздно это может случиться и с вами. То, что вы будете делать в этом случае определит, как и во сколько вам это обойдется. Но не стоит паниковать, как только вы почувствовали, что катер сел на мель. Это происшествие может и не иметь глобального масштаба. Возможно, вы самостоятельно справитесь с возникшей ситуацией. Итак, вот несколько рекомендации, как поступать, если катер сел на мель.

Уровень ущерба, нанесенного в результате посадки катера на мель, напрямую зависит от скорости, с которой вы двигались, а также места, которым вы “заземлились”. И если скорость определить просто, то определить место повреждения порой крайне затруднительно. Будучи на эмоциях, в состоянии паники вы можете попытаться привести свое судно в движение: выжимать педаль газа, выкрутить на максимум все рычаги. Но правильней будет отключить двигатели и самостоятельно обследовать место повреждения.

Выключение двигателя обязательно, так как вам нужно избегать попадания песка и мусора в систему охлаждения ваших двигателей. В противном случае это может привести к его перегреву и дальнейшим осложнениям.

Первым шагом необходимо обследовать трюм и проверить, не пробит ли корпус катера, нет ли течи. Затем, если это возможно, спуститесь за борт, чтобы точно увидеть, что держит ваш катер на месте. Очевидно, что с маской и ластами делать это гораздо проще. Если вода мутная, не забудьте взять фонарик или другой источник света.

Как только вы поняли, что катер находится в исправном состоянии и выяснили, насколько глубоко вы сели на мель, можно сформулировать правильную стратегию освобождения.

Стратегия 1: сели на мель корпусом

Если катер сел на мель корпусом, а гребные винты свободны, вы можете выбраться из ловушки, дав задний ход. Прежде чем вы это сделаете, сверьтесь со своим картплоттером для оценки рельефа дна. Это нужно для того, чтобы с одной отмели не влететь в другую. Проложите четкий курс из нынешнего местоположения к свободе. По мере того, как вы переходите на глубину, следите за температурными датчиками, чтобы убедиться, что ваши двигатели не перегреваются.

Если мель оказалась каменной, то вы, вероятно, повредили корпус судна. Если вы зашли на мель не слишком далеко, то о повреждениях корпуса можете не переживать. Ничего страшнее, чем отколовшийся гелькоут, вы не увидите. Тем не менее все равно отключите двигатели и проверьте корпус еще раз на наличие повреждений и утечек. Если таковые имеются, постарайтесь исправить их самостоятельно. Если такой возможности нет, то свяжитесь по рации с ближайшим постом охраны.

Стратегия 2: гребные винты находятся в контакте с дном

В этом случае вам следует проявлять осторожность. Даже если дно, на ваш взгляд, мягкое (например, песок), лопасти катера могут быть погнуты очень сильно или даже зазубрены. Попытка “дать газу” и самостоятельно освободиться могут только усугубить ситуацию. Поэтому единственно верное решение – попробовать освободить лопасти вручную. Конечно, при выключенном двигателе. Если этот вариант вам не подходит, с помощью рации или мобильного телефона вызывайте буксир.

Будьте готовы к тому,что при буксировке ваши винты, скорее всего, повредятся еще больше.

Примите также во внимание тот факт, что винты, изготовленные из сравнительно мягкого бронзового сплава, действуют как своего рода амортизатор, предотвращая повреждение более дорогих компонентов, таких как карданный вал из нержавеющей стали, муфты, подшипники и даже крепления двигателя. Если вы думаете, что ремонт пропеллер стоит дорого, вам, очевидно, никогда не приходилось менять опору вала. Или, еще хуже, ремонтировать и перестраивать всю трансмиссию.

Подводя итог, мы пришли к тому, с чего начинали. Самое главное при посадке на мель – ограничение ущерба. Возможно, вы не сможете избежать мелких повреждений, но вы можете защитить остальную часть вашей силовой установки. Даже незначительные повреждения опоры вызовут некоторый дисбаланс в лопатках пропеллера. И если вы чувствуете вибрацию, прижимайте дроссельную заслонку назад, пока она не исчезнет, даже если придется пожертвовать скоростью. Если вибрация не исчезает даже на малых оборотах, ваш катер получил серьезный урон, необходимо вызвать буксир.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Значение выражений: историческое и народное
Adblock
detector